Все материалы

Варианты формирования речи у детей с расщелинами губы и нёба.

Как родителям оценить речевой статус ребенка?

Наличие у ребенка расщелины губы и/или нёба провоцирует нарушение процессов дыхания, голосооформления и артикуляции. Эти процессы обеспечивают качество произносительной стороны речи. Хирургическая пластика расщелины создает анатомическую базу для формирования произношения, но, к сожалению, не гарантирует его нормативность.

Наличие у ребенка p;Для самостоятельной оценки речевого статуса ребенка, независимо от того, проведена ли пластика нёба и насколько она была успешна, вы можете использовать несложные пробы. Они выявят особенности голоса и произношения звуков, по которым и определяется качество произношения.

Во-первых, чтобы понять есть ли назализация в тембре голоса ребенка, просим его нараспев произнести гласные звуки А, Э, О, У, И и сочетания звуков АЯ, ЭЕ, ОЁ, УЮ, ЫИ. Сравнив звучание своего голоса и голоса ребенка, вы сможете оценить чистоту тембра.

Во-вторых, для определения правильности произношения согласных звуков, предлагаем ребенку повторить слоги, где согласный звук стоит между гласными, например, АПА, АБА, АФА, АВА … АСА, АЗА … АЛА… и т.д. со всеми согласными. Таким образом, вы сможете услышать правильно или искаженно ребенок произносит тот или иной согласный. Наиболее характерные для ринолалии искажения звуков, это когда вместо П и Т, мы слышим К (АПА-АКА, АТА-АКА), вместо Б и Д – Г (АБА-АГА, АДА-АГА), вместо С и Ш – Х (АСА-АХА, АША-АХА), а вместо звонких З и Ж – Г.  Может быть вы и не услышите такой специфики в произношении, но артикуляция согласных звуков все равно не будет соответствовать нормативной.

Итак, возможны четыре варианта развития произношения у ребенка с расщелиной губы и/или нёба.

1. Ринолалия. Ринолалия – это сочетание двух нарушений: назализация (носовой оттенок) в тембре голоса и искаженное произношение согласных звуков.

2. Ринофония. При ринофонии ребенок правильно произносит согласные звуки, а вот в тембре голоса назализация будет слышна, т.е. при пропевании гласные звуки звучат в нос. При ринофонии часто наблюдается патологическая активность мышц лица: ребенок морщит лоб, хмурит брови, напрягает мышцы крыльев носа. Такие гримасы, по ощущениям ребенка, сокращают попадание воздуха в нос во время речи.

3. Отсутствие назализации и искаженное произношение согласных звуков. Этот вариант указывает на несформированность артикуляционной базы ребенка, т.е. мышцы языка, губ, нижней челюсти не готовы к выполнению необходимых для правильного звукопроизношения движений.

4. Норма. В речи ребенка вы не услышали носового оттенка, а произношение согласных звуков соответствует принятой в языке.

Мы назвали самые общие признаки, по которым можно определить вариант произношения ребенка, но этого, безусловно, недостаточно, чтобы понять общую картину состояния речи. Помимо произношения, очень важно развитие связной речи, объем словаря ребенка и его способность грамматически правильно строить предложения. Помните, что своевременная консультация логопеда поможет при необходимости получить коррекционно-развивающую помощь и избежать дальнейших трудностей в школьном обучении и социализации ребенка.

Виктория Евгеньевна Агаева – логопед, старший преподаватель кафедры логопедии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.

Логотип БФ Звезда Милосердия

Благотворительный фонд помощи

Фонд «Звезда Милосердия» - российская благотворительная организация, развивающая открытое сообщество родителей детей с врожденной расщелиной верхней губы и нёба. Наша миссия – улучшить качество оказываемой медицинской помощи, внедрить комплексное сопровождение пациентов с расщелиной в практику медицинских учреждений.

Узнать больше

Вы можете просмотреть еще 3 материала.

Зарегистрируйтесь или , чтобы получить неограниченный доступ ко всем материалам портала.