Неговорящий ребенок: когда мы говорим о «запуске речи»
Речью ребенок овладевает, подражая окружающим его взрослым. При сохранном физическом слухе, отсутствии грубых нарушений неврологической и эмоционально-волевой сфер формирование речи в процессе роста и развития идет естественным образом. Наличие анатомических деформаций в области верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба на общий ход речевого развития никак не влияет.
Это периферическое нарушение, которое провоцирует лишь искаженное образование звуков и назализованный тембр голоса, что негативно влияет только на внешнее оформление. Следовательно, общее речевое развитие ребенка с врожденными расщелинами губы и неба, не имеющего серьезных неврологических, эмоционально-волевых и слуховых нарушений, должно идти соответственно возрастным нормам. Ориентируясь на появление у ребенка конкретных доречевых и речевых реакций в определенном возрасте, мы понимаем, что все в порядке или, наоборот, начинаем беспокоиться.
Итак, что для родителей должно быть знаковым в речевом развитии:
- первый год жизни – доречевой период – крик с первых мгновений появления на свет, интонированный крик (с 2-3 недель), гуление (с 2-3 месяцев), лепет (с 5-6 месяцев), первые слова (с 8 месяцев). К концу первого года жизни при нормальном речевом развитии у ребенка должно быть, как минимум, 10 слов. Например, мама, папа, баба, дай, бух, ам, мяу, ав, му, ди (иди).
- второй год жизни – к полутора годам у ребенка должна появиться фраза. Фраза – предложение, как минимум, из 2 слов, которым ребенок пользуется для общения. Если фразы к указанному возрасту нет, мы можем говорить о задержке речевого развития.
С этого момента родители могут задавать вопросы профильным специалистам. Сурдологу – по определению сохранности физического слуха. Неврологу и логопеду – по определению возможных причин отставания в формировании речи. Специалисты должны дать рекомендации родителям по стимуляции речевого развития ребенка и взять этот процесс под наблюдение.
К сожалению, далеко не всегда причину нарушения в формировании речи удается определить сразу. Поэтому, чем раньше мы начинаем следить за развитием речи ребенка, тем больше возможностей выбрать правильный коррекционный путь. В зависимости от того, какой из компонентов речи, как высшей психической функции страдает, подбираются необходимые технологии по ее «запуску».
Целенаправленная работа логопеда по «запуску речи» начинается, как правило, на четвертом году жизни. По усмотрению невролога, она может проводиться на фоне медикаментозной терапии. Могут быть рекомендованы дополнительные занятия с дефектологом, нейропсихологом, консультация детского психиатра. Возможно, предложены различные методы нейростимуляции, альтернативной коммуникации, поведенческой терапии.
Логопеды в своей деятельности используют разнообразные методы и приемы:
- развитие понимания речи;
- обучение глобальному чтению;
- обучение подражательному воспроизведению определенных артикуляционных движений, которые постепенно оформляются в слоги и слова;
- развитие ритмико-мелодико-интонационной основы речи;
- основанные на приемах сенсорной интеграции;
- основанные на ведущей деятельности ребенка и создании необходимого эмоционального фона и т.п.
В заключении, хотелось бы еще раз уточнить: вовремя замеченное отставание в развитии речи ребенка, консультирование и наблюдение у профильных специалистов, определение причины речевого недоразвития позволят подобрать необходимый стимулирующий инструментарий. Как быстро мы получим результат зависит от компенсаторных возможностей ребенка и осознанного, активного участия родителей во всем процессе.
Публикация подготовлена В.Е.Агаевой - логопед, старший преподаватель кафедры логопедии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.