Все материалы

«Моя профессиональная мечта – чтобы все дети с расщелинами губы и неба получали квалифицированную помощь!»

Логопед – специалист, без которого не обходится реабилитация детей с расщелиной верхней губы и нёба. С какими логопедическими сложностями могут столкнуться родители, как с ними справиться при помощи специалиста и как помочь своему ребенку самостоятельно? Об этом порталу рассказала логопед, старший преподаватель кафедры логопедии института специального образования и психологии МГПУ Виктория Евгеньевна Агаева.

- Виктория Евгеньевна, расскажите, как вы пришли в свою специальность?

- В 11 классе были мысли об экономической специальности, я начала подготовку к поступлению в вуз, но в процессе ее поняла, что математика – точно не мое. И моя мама –педагог подсказала, что есть такая чудесная профессия - логопед. Она как нельзя лучше подходит для женщины: 4-часовой рабочий день, отпуск - целое лето. Я прислушалась к совету мамы. Целый год после школы готовилась и поступила в Московский педагогический государственный университет. И еще ни разу не пожалела об этом.

- Почему решили работать именно с детьми с челюстно-лицевой патологией?

- Когда я решила работать с детьми с челюстно-лицевой патологией, то еще не понимала, насколько это сложно. Как-то на студенческой практике мы оказались в больнице, где оперировали детей. Сама обстановка клиники, внешний вид логопеда, стиль ее работы, как ее слушали дети, как с ней разговаривали родители – все это произвело на меня большое впечатление. И я поняла, что это прекрасная возможность помогать и видеть при этом очевидный результат, исправляя речь детей с расщелинами верхней губы и неба, которые часто очень плохо говорят. Стала выбирать соответствующие темы курсовых работ, тема моего диплома тоже посвящена работе с детьми с расщелиной губы и неба. А когда я училась на 5 курсе, мой научный руководитель Т.В. Волосовец предложила попрактиковаться в стационаре кафедры детской хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета. Там образовалась вакансия. Так я и сотрудничаю с МГМСУ с 1996 года. Официально я работала в стационаре до 2015 года, а сейчас продолжаю консультировать детей по просьбам хирургов МГМСУ.

- В каком возрасте ребенку с ВРГН следует начинать занятия с логопедом?

- Получить консультацию логопеда родителям надо сразу, как они узнали, что у ребенка будет или уже есть врожденная расщелина. Они могут об этом узнать на УЗИ, при втором скрининге или во время рождения ребенка. В тот момент, когда становится очевидным, что расщелина есть, мама должна поговорить с логопедом. Специалист расскажет ей про профилактические мероприятия, которые позволят подготовить ребенка к дальнейшим логопедическим занятиям. Занятия непосредственно с логопедом должны начинаться приблизительно с трехлетнего возраста малыша. Но тут нужно смотреть на психологическую готовность ребенка к таким занятиям.

- Как понять, что у ребенка есть подозрение на задержку речевого развития? Что должно насторожить родителей?

- Есть определенные параметры, которые позволяют предположить, что речевое развитие идет не по норме. В 2-3 месяца у ребенка должно быть гуление, а в 5-6 месяцев – лепет. К году он должен произносить 10 простых слов: мама, папа, бух, ам, мяу, дай, би-би, ту-ту и т.д. В возрасте полутора лет у ребенка должна появиться фраза (два-четыре слова, с помощью которых он вступает в контакт с родителями). Эти нормативы речевого развития никто не отменял. Иногда ребенок чуть позже проходит эти этапы, но мы ориентируемся на тот возраст, который я назвала. Если в 2 года 8 месяцев ребенок так и не произносит фразу, родители должны обязательно обратиться за консультацией к логопеду. Возможно, будет рекомендована консультация невролога, и к этому надо отнестись с пониманием. До трехлетнего возраста малыша разговор идет только о задержке речевого развития, после трех лет логопед может поставить диагноз, классифицируя речевое нарушение. Задержка речевого развития – это количественное нарушение, мы не говорим о патологии, а вот после трех лет мы уже об этом говорим.

Возраст Доречевое развитие Психомоторное развитие
0-1 мес

Крик

Интонированный крик

2-3 мес

Гуление

(а, о, у, э; к, г, х; м, б, п; кряхтение и повизгивание)

Эхолалия

Эхопраксия

Некоординированные движения рук и ног; держит голову; зрительный контакт; улыбка.

Удерживает вложенный в руку предмет;

Ищет взглядом источник звука, поворачивает к нему голову, смотрит на лицо и губы.

4-5 мес

Лепет - локализация и структурация слога.

Гуление и лепет обусловлены врожденными программами ЦНС.
Не зависят от физического слуха и не отражают фонетический строй языка

Переворачивается; комплекс оживления; дифференцирует лица близких взрослых;

Тянется к игрушке

Сидение с опорой Очень важен слуховой и зрительный контакт со взрослым

Эмоциональное общение с близким взрослым

5-8 мес

Появляются в лепете звуки, сходные с фонемами языка из-за развития слуховых дифференцировок
(фонематическое восприятие)

Самостоятельно сидит
Встает
Ползает
10-12 мес

Первые, лепетные слова: мама,
папа, дядя; слова- звукоподражания: бум, мяу, ав, ам и т.п.

Понимание речи опережает темп формирования произн. стороны

Слово = предложение

Мимика, жесты

Первые шаги, манипулятивная деят-ть рук

Захват предмета с участием большого пальца рук и концевых фаланг

Предметно-манипулятивная деят-ть

18-24 мес
1,6-2г
Элементарная фраза: 2-3 слова без грамматизации

Если в 2,6 фразы нет - 3РР

Говорит с игрушками, картинками, домашними животными

Жесты и мимика угасают

- От чего зависят особенности речевых нарушений у детей с ВРГН?

Особенности речевых нарушений у детей с ВРГН

- У них также могут встречаться нарушения общего речевого развития (о них сказано выше), которые никак не связаны с расщелиной. Расщелины влияют на нарушения, которые касаются произносительной стороны речи: как ребенок выговаривает звуки, как звучит его голос. Нарушение, которое касается звучания голоса, называют гиперназализацией. Такое изменение в тембре голоса возникает при одновременном участии ротовой и носовой полости. Причинами этого являются расщелина, рубцовые изменения мягкого неба, его недостаточная подвижность, т.е. небно-глоточное несмыкание. Нарушение звукопроизношения связано с тем, что у ребенка с ВРГН по-другому работают мышцы языка и губ. У него активны корень языка и мышцы мягкого неба, а кончик языка и губы не активны, а именно они принимают участие в правильном звукопроизношении.

- Какие нарушения чаще всего встречаются у детей с ВРГН?

-  Не берусь утверждать о каком-то процентном соотношении. Но если мы говорим о вариантах речевого развития - их четыре. Первый вариант – это норма. Второй – ринолалия (нарушение звукопроизношений и гиперназализация), которая традиционно считается наиболее распространенным диагнозом. Третий вариант – ринофония, для которой характерна назализация в тембре голоса и правильное произношение звуков. Четвертый вариант - когда нет носового оттенка, тембр голоса чистый, а звуки произносятся неправильно. При втором, третьем и четвертом варианте обязательно должна проводиться работа с логопедом, ребенок сам не справится.

Особенности речевых нарушений у детей с ВРГН

- Почему не все логопеды хотят работать с детьми с ринолалией?

- Образование логопеды получают общее. В процессе обучения мы не специализируемся на работе с какой-то конкретной речевой патологией. «Внутренняя» специализация уже происходит на работе. Но все равно общие знания у нас есть. Логопед может отказаться от пациента с ВРГН, потому что он не хочет утруждать себя и возвращаться к тем методическим пособиям, в которых описано, как работать с ребенком. Или он просто боится, что не получит результат.

- Насколько полезно для детей с расщелиной губы и нёба заниматься пением, ходить в музыкальную школу?

- Очень полезно! Вокальные педагоги много работают над постановкой правильного дыхания, обучают ребенка владеть резонаторами. Во время пения дети учатся снижать участие носового резонатора в окраске тембра голоса. Есть определенные вокальные технологии, овладение которыми улучшает тембр голоса.

- Когда вы работаете с ребенком, понимаете ли что есть предел реабилитации, или есть что-то еще, что определяет результат?

- Логопед, который долго работает с детьми с этим нарушением, видит сразу ту границу, до которой может дойти. Первые 5-7 занятий помогают специалисту сориентироваться. При ринолалии потребуется минимум год работы с логопедом. Но не нужно забывать о том, что все очень индивидуально. У меня был случай, когда мы с ребенком от ринолалии до нормы дошли за три недели. С кем-то я занималась 3 месяца, с кем-то – 6 месяцев, а кому-то требуется и 2 года. Педагогика – не точная наука, поэтому гарантировать конкретный результат за конкретный срок всегда очень сложно. Есть дети с расщелиной, которые достигают нормы речевого развития и говорят чисто. Есть дети, которым можно поставить звуки, но носовой оттенок все равно остается. Есть дети, у которых остается нечеткость звукопроизношения. Есть дети, у которых, что бы ни делал логопед, ринолалия остается. Если в процессе работы мы видим, что логопедические приемы не дают результата, то по обоюдному согласию с родителями занятия завершаются.

- Вы сказали, что иногда требуется целый год занятий по два раза в неделю с логопедом. Эти занятия оплачиваются из фонда ОМС или платят родители?

- Раньше логопед в районной поликлинике консультировал и занимался с ребенком абсолютно бесплатно. Сейчас (в Москве) заниматься с логопедом в поликлинике можно только платно. В некоторых профильных государственных клиниках, если позволяет финансирование, ставки логопедов сохранены. Занятия с ними бесплатны для пациентов. В частных клиниках прием только платный. Но есть путь, о котором родители должны знать: они могут пойти на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). Это бесплатно. Там ребенок проходит комплексную консультацию логопеда, психолога, медиков, педагогов по итогам которой он может получить статус ОВЗ (ограниченные возможности здоровья). Если у ребенка есть статус ОВЗ или инвалидность, тогда в государственных образовательных организациях всю коррекционную помощь он получает бесплатно.

- Можно ли ребенку с врожденной расщелиной проводить логопедический массаж?

- Конечно, можно! Логопедический массаж ребенку с ВРГН проводят по следующим показаниям. Во-первых, массаж на область расщелины (делается с рождения и до операции) и на послеоперационную область (делается в течение 6-8 месяцев после операции). Во-вторых, логопедический массаж рекомендован при наличии у ребенка изменений тонуса мышц в артикуляционном аппарате. Массаж делает логопед, но также элементарным приемам мы обучаем и родителей.

- Нужно ли родителю находиться вместе с ребенком на логопедических занятиях?

- Да! Но тут есть момент, как к этому относится конкретный специалист. Есть специалисты, которые считают, что взаимодействие логопеда с ребенком – интимный процесс, и родителям на занятиях делать нечего. Они занимаются с ребенком, а потом показывают мамам, какие упражнения нужно делать дома. Но я считаю, что родители, если есть возможность, должны присутствовать на занятиях. Они видят, как работает логопед, поэтому им проще выполнять упражнения дома, а также они могут задать все интересующие их вопросы по ходу занятия.

- С какими сложностями в логопедической реабилитации сталкиваются родители детей с ВРГН?

 - Есть несколько основных сложностей. Первая - найти специалиста, который захочет работать с ребенком с расщелиной, вторая – суметь оценить результаты проводимой работы, третья - набраться сил и времени, чтобы довести работу до конца.

- Какие самые простые советы (комплексы упражнений) вы даете родителям для самостоятельной реабилитации ребенка?

- Определяющим здесь является возраст ребенка. Ребенка до года надо как можно чаще выкладывать на животик и бок, чтобы избежать закрепления неправильного положения языка. Во время кормления можно несколько раз аккуратно вытягивать соску изо рта ребенка, тем самым стимулируя активность губ и кончика языка. После года надо учить ребенка дуть губками на свечку, мыльные пузыри; плевать семечки с губ и с кончика языка; пропевать гласные звуки. Всегда с удовольствием дети облизывают тарелки и внутреннюю поверхность ложек, и это тоже упражнение. А вот с момента начала непосредственно работы логопеда с ребенком специалист после каждой встречи, дает упражнения, которые закрепляют умение, приобретенное на занятии.

- В чем заключается гимнастика неба у ребенка? Как ее правильно проводить родителям?

- Для развития подвижности мышц мягкого неба предлагают массаж, который заключается в применении поглаживающих и надавливающих движений в двух направлениях: от передних зубов к задним; от боковых зубов к середине (до пластики неба) или от шва к боковым зубам (в послеоперационном периоде). Кроме того, очень эффективными упражнениями будут полоскание горла, зевание с закрытым ртом, питье очень маленькими глотками, пропевание гласных звуков А, Э. Массаж и упражнения надо выполнять каждый день. Правильнее делать это не один, а несколько раз в день.

Гимнастика неба у ребенка Гимнастика неба у ребенка

- Есть ли у вас мечты, связанные с вашей работой?

- Я бы хотела, чтобы каждый ребенок с врожденной расщелиной губы и неба мог получить квалифицированную логопедическую помощь в нужном объеме и нужного качества. И чтобы вся необходимая информация была доступна для родителей.

- Как бы вы поддержали маму, которая узнала, что у ее ребенка расщелина?

- В первую очередь, мама должна понимать, что имеющийся у ребенка анатомический дефект, благодаря современным медицинским технологиям, очень качественно устраняется. Кроме того, данное нарушение не указывает на обязательное наличие сопутствующей патологии. Очень многие дети с этим диагнозом достигают хорошей речи, а те, у которых остаются небольшие речевые недостатки, не страдают от них в будущем. Они отлично социализируются, успешны в профессиональной и личной жизни, рожают здоровых детей! Главное, не переживать, принять ситуацию и помочь пройти путь реабилитации своему малышу!

Логотип БФ Звезда Милосердия

Благотворительный фонд помощи

Фонд «Звезда Милосердия» - российская благотворительная организация, развивающая открытое сообщество родителей детей с врожденной расщелиной верхней губы и нёба. Наша миссия – улучшить качество оказываемой медицинской помощи, внедрить комплексное сопровождение пациентов с расщелиной в практику медицинских учреждений.

Узнать больше

Вы можете просмотреть еще 3 материала.

Зарегистрируйтесь или , чтобы получить неограниченный доступ ко всем материалам портала.