Причины нарушений речи у ребенка с расщелиной губы и нёба. Что должны знать родители?
Реабилитация детей с расщелинами губы и нёба предполагает не только хирургическое вмешательство и ортодонтическое лечение. Необходимой является и логопедическая работа по коррекции речевых нарушений. Расщелины губы и неба вызывают изменения функций речевого аппарата ребенка. Именно эти функциональные расстройства и влияют на формирование речи ребенка.
Основное условие для правильного произношения звуков и оформления тембра голоса – это анатомическая сохранность и хорошая подвижность нижней челюсти, губ, языка, твердого и мягкого нёба. Что же происходит при расщелинах?
В первую очередь, расщелины губы и нёба влияют на положение языка во рту. Физиологичное, нормальное, естественное место языка при закрытом рте, т.е. когда мы не говорим и не жуем – это положение языка в пределах верхней челюсти. Кончик языка при этом должен находится на бугорках твердого нёба за верхними зубами.
Расщелина нёба вынуждает язык сдвигаться вглубь полости рта, ближе к глотке. Это положение языка возникает еще во внутриутробном периоде и закрепляется в первый год жизни ребенка. Язык таким образом закрывает расщелину, изолируя ротовую полость от носовой. Это приближает анатомические условия к необходимым для сосания, глотания и дыхания. В результате такого положения языка мышцы его корня становятся активными, что совершенно не нужно для нормативного произношения звуков, а вот кончик языка, необходимый для артикуляции согласных, становится неподвижным. Ведь для произношения практически всех звуков нам необходим именно передний отдел артикуляционного аппарата. Звуки П Б В Ф Т Д С З Ц М Н Л Р Ш Ж Ч Щ произносятся с участием губ и кончика языка. Только Й произносится его средней частью, а корень языка нам нужен всего для трех звуков К Г Х. Таким образом артикуляционный аппарат оказывается не готовым к полноценному произношению звуков.
Надо сказать, что закрепленное патологическое положение языка негативно влияет и на работу губ, нижней челюсти, на их участие в произношении гласных звуков. Это в дальнейшем может отразиться и на мимике ребенка.
Кроме того, патологическое положение языка меняет форму и объем ротовой полости. Неназализованный тембр голоса обеспечивается полноценным участием ротовой полости, которое зависит от ее формы и объема. Только два звука М и Н тембральную окраску получают в полости носа, остальные – во рту. А поднятый корень языка мешает идти речевому выдоху через рот, направляет его в нос, что и вызывает назализацию в тембре голоса ребенка.
Еще один негативный момент, который влияет на формирование нормативного произношения – это послеоперационные рубцы на мягком нёбе. Они не всегда позволяют мышцам мягкого нёба самостоятельно включиться в работу при речи. Требуется активизировать подвижность мягкого нёба и сформировать правильную координацию его движений, дыхания, голоса и артикуляции.
Таким образом, становится понятно, что хирургическое устранение дефекта – непосредственно расщелин губы и нёба – создает лишь анатомические условия для формирования речи, но без устранения функциональных нарушений нормативное произношение невозможно.
Задача логопеда заключается в развитии функциональных возможностей мышц языка, мягкого нёба, губ, нижней челюсти, а также в обучении ребенка правильному речевому дыханию и голосооформлению. Эта работа может и должна начинаться с первых дней жизни ребенка, что способствует профилактике грубых нарушений произношения. Конечно, она требует активного участия родителей, но в результате мы формируем условия для оптимального развития речи.
Виктория Евгеньевна Агаева – логопед, старший преподаватель кафедры логопедии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.