Когда и кому стоит «подружиться» с детским неврологом
Многие родители относятся к детским неврологам настороженно, а некоторые вообще путают их с психиатрами. Но бывают ситуации, когда без помощи таких специалистов не обойтись, предубеждения здесь только во вред. О том, кому показаны дополнительные консультации невролога, почему не стоит пренебрегать рекомендациями врача и до какого возраста возможна нейрокоррекция, порталу «Путь к улыбке» рассказала нейропсихолог, психолог благотворительного фонда «Звезда Милосердия» Любовь Александровна Кяргинская.
Многие мамы до последнего избегают контактов с неврологами: мол, есть небольшие проблемы, но ребенок перерастет, зачем пичкать его таблетками и нервировать?
А все дело в том, что «небольшие проблемы» в самочувствии и поведении, вызывающие досаду в дошкольном возрасте, оборачиваются громадными проблемами в подростковом, и причину родителям, как правило, уже не видно, да и коррекции они поддаются уже сложнее.
Кому без невролога не обойтись
Первое, на что стоит обратить внимание – как проходила беременность. Многие женщины считают, что этот вопрос относится к токсикозу: если его не было, то все нормально. Но невролог может понадобиться ребенку, если у мамы имеются какие-то хронические заболевания, или во время беременности наблюдались следующие моменты:
- тонус матки;
- анемия;
- инфекционные заболевания;
- проблемы с давлением;
- применялась гормональная терапия.
Следующий вопрос, как проходили роды:
- Если было кесарево сечение, то было ли оно плановое или экстренное;
- Если ребенок родился раньше срока или был переношен;
- Была гипоксия или асфиксия в родах;
- Оценка по шкале Апгар ниже 7 баллов.
Первый год
Родителям нужно обратить внимание на все «мелкие» отклонения, которые возникали в первый год жизни ребенка.
- Стоит насторожиться, если малыш плохо засыпал, его нужно было постоянно подолгу укачивать, при этом он часто и много кричал, был легко возбудим, быстро просыпался, сон был рваный, фрагментарный, а во время бодрствования ребенка было сложно чем-то надолго увлечь.
- Или же если ребенок отставал по развитию от возрастных норм, а нагнать процесс удавалось лишь после курсов массажа.
- Любые травмы головы или наркоз в течение первого года жизни – тоже довод в пользу посещения невролога.
Дошкольный период
Если ребенок чрезмерно подвижный, у него наблюдалось большое количество «лишних» движений, раскачиваний, взмахов руками, даже если никто не диагностировал синдром гиперактивности. Задуматься стоит и в том случае, если дошкольник рисует крайне небрежно, размашисто, стремительно и слишком быстро теряет интерес к рисунку или раскраске. Следует обратить внимание, если ребенок так сильно нажимает на карандаш, что грифель часто ломается, или вообще не любит рисовать карандашами, требуя фломастеры.
В группе риска также находятся слишком медлительные дети, которых нужно все время подгонять. Они еле-еле просыпаются, затем долго одеваются, медленно жуют, долго оставляя еду во рту. Такие малыши зачастую рисуют слишком мелко, слабо нажимая на карандаш, быстро устают, постоянно хнычут, словно у них нет сил громко реветь.
Во время школьного обучения, в самом начале проблемы могут проявляться пропуском букв, грязью в тетрадях, «зеркальным» письмом. Такому ребенку сложно держать строчки ровными или отступить положенное количество клеточек. Хорошая новость: все эти проблемы поддаются успешной коррекции, если их решать своевременно с неврологом и нейропсихологом.
Лицом к проблеме
Пока ребенок дошкольного возраста у родителей еще теплится надежда, что все пройдет само, но в школе проблемы не исчезнут, а начнут нарастать, как снежный ком. При переходе из начальной школы в среднюю ситуация обострится. Почему так происходит?
В первом классе детям не выставляют оценок, учителя и родители относятся к процессу учебы максимально лояльно, поэтому крайне сложно понять, успешен ребенок или нет. Во втором классе начинаются неприятности. Замечания учителя по поводу грязи в тетради или рассеянности родители воспринимают как критику, все списывают на личную неприязнь к ребенку, некоторые пытаются поменять школу. Однако проблемы продолжают нарастать.
И если в начальной школе педагог относится к ученикам максимально бережно, то в пятом классе сложности обостряются максимально - подростки сталкиваются с рядом трудностей: разные учителя, другие требования, что не может не повлиять на эмоциональное состояние. В начале шестого класса примерно, такие дети часто говорят: «С меня хватит, больше в школу не пойду!» У некоторых ребят могут начаться головные боли, рвота, кто-то становится более агрессивным, а кто-то, наоборот, ко всему апатичным. Но любопытный парадокс - как только школьник остается дома, все недомогания сразу проходят. У многих к пятому–шестому классу к учебе полностью пропадает всякий интерес, ребенок не старается и больше не стремится узнать что-то новое. Вот тут-то родители и начинают бить тревогу, они уже согласны и на невролога и на сотрудничество с нейропсихологом, но важно понимать, что эффективная нейрокоррекция возможна лишь до 12 лет. И чем раньше специалист начнет работать с проблемой, тем лучше.
Если до школы не «дружить» с неврологом, то незаметные в детстве нюансы обязательно дадут о себе знать в школьном возрасте. Такие подростки чаще и жестче конфликтуют с родителями, отказываются от учебы. У них могут возникать сложности с дружбой и выбором хорошей компании. Некоторые подростки могут быть склонны к самоповреждениям.
Начать нужно с простой консультации специалиста. Если мама не доверяет рекомендациям и назначаемым препаратам и думает: «Я не хочу травить ребенка химией», - то стоит обсудить этот момент с неврологом вслух. Проще всего задать прямой вопрос: «Я не доверяю этим медикаментам, объясните мне последствия отказа от них или замените на другие препараты». Нужно разговаривать со специалистом, а не поддаваться своим страхам и сомнениям, зачастую – пустым. Иногда результат может быть не виден сразу, но спустя месяцы или даже годы назначенный курс терапии даст о себе знать. Возможно, «дружба» с неврологом станет тем самым толчком для ребенка на пути от неудач к успешности, поможет избежать конфликтов, работы с психологами, посещения многих репетиторов и общей задержки в развитии.