Профилактика нарушений речи у ребенка с расщелиной губы и нёба: дыхательные и голосовые упражнения
Причиной гиперназализации, т.е. носового оттенка в тембре голоса ребенка с врожденной расщелиной верхней губы и твердого и мягкого нёба является неправильно сформированное дыхание и голосооформление. Иногда можно наблюдать такой вариант речевого развития, при котором звуки произносятся правильно, а тембр голоса остается нарушенным. И именно это является причиной снижения разборчивости речи.
В данной публикации представлены упражнения, которые помогут родителям самостоятельно провести работу по нормализации дыхания и голоса ребенка.
Оптимальным типом дыхания считается дыхание брюшное или нижнереберное. Это дыхание, при котором газообмен осуществляется всеми легкими, что обеспечивает организм необходимым количеством кислорода. Кроме того, брюшное/нижнереберное дыхание дает возможность сказать предложение необходимой длины, потому что речь – это не что иное как озвученный выдох.
Процесс постановки брюшного/нижнереберного дыхания несложный. Предлагаем ребенку игровую инструкцию: «Давай представим, что у тебя в животике шарик. Покажи, какой он большой (ребенок надувает живот). А теперь сдуваем шарик (слегка надавливая на живот ребенка, просим его выдохнуть через губы трубочкой). Отлично! Шарик сдулся, а теперь надувается снова (ребенок надувает живот). И опять сдувается». Вдох между движениями животом осуществляется непроизвольно. На нем мы не фиксируем внимание.
За один сеанс делаем 5-7 дыхательных движений. Если повторять серию 3-4 раза в день, ребенок освоит такой тип дыхания в течение одного-полутора месяцев.
Закрепляется брюшной/нижнереберный тип дыхания в специальных упражнениях. Например, можно воспользоваться дыхательной гимнастикой, разработанной Г.Н. Соломатиной (Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. "Устранение открытой ринолалии у детей. Методы обследования и коррекции" / М: Сфера, 2005)
Каждое упражнение выполняется 8 раз, после 3-5 секундного перерыва рекомендуется переходить к следующему. Общая продолжительность гимнастики 5-6 минут. Сначала выполняем одно упражнение. В каждый следующий день добавляем еще по одному.
Упражнение 1. «Ладошки».
Исходное положение: встать прямо, поднять ладошки на уровень лица, локти опустить. Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
Упражнение 2. «Поясок».
Исходное положение: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, как будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы растопырить. На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 3. «Поклон».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, округлить спину, опустить голову и руки. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхать пол»). Затем, плавно, свободно выдыхая через нос или рот, вернуться в исходное положение.
Упражнение 4. «Кошка».
Исходное положение: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающее» движение в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 5. «Обними плечи».
Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч, кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе вернуться в исходное положение.
Упражнение 6. «Большой маятник».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вперед, руки опустить к коленям — шумный вдох. Сразу же немного откинуться назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи — еще один вдох. Выдох пассивный между двумя вдохами-движениями. Вернуться в исходное положение.
Упражнение 7. «Повороты головы».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Повернуть голову вправо, сделать короткий шумный вдох. Без остановки повернуть голову влево, снова сделать короткий вдох слева. Выдох пассивный между вдохами.
Упражнение 8. «Ушки».
Исходное положение: встать прямо, смотреть перед собой. Слегка наклонить голову к правому плечу — короткий шумный вдох носом. Затем наклонить голову влево — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, наклоны делать без перерыва.
Упражнение 9. «Малый маятник».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Опустить голову вниз, посмотреть на пол — вдох. Откинуть голову вверх, посмотреть на потолок — тоже вдох. Выдох пассивный между вдохами, движения делаются без остановки. Шею не напрягать.
Упражнение 10. «Перекаты».
Исходное положение: правая нога впереди, левая — на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Перенести тяжесть тела на впереди стоящую правую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Выпрямиться, перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Слегка присесть на ней — вдох. Между вдохами пассивный выдох. Упражнение выполнять 8 раз без остановки. Поменять ноги.
Упражнение 11. «Танцевальные шаги».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять согнутую в колене правую ногу до уровня живота, слегка приседая на левой ноге — вдох. Вернуться в исходное положение — пассивный свободный выдох. Затем присесть на правой ноге, поднимая левую ногу — вдох. Выдох свободный после каждого вдоха.
Также нам необходимо научить ребенка направленному выдоху через рот, т.е. дифференцировать (разделить) носовой и ротовой выдох. Это важнейшее условие для разборчивой речи.
Для формирования ощущений от потока воздуха на губах и от резонирования ротовой полости во время выдоха или напевного произнесения гласного звука можно прикрывать носовые ходы ребенка.
Для тренировки носового дыхания:
- делаем глубокий вдох носом – «нюхаем ароматный предмет»;
- делаем несколько коротких вдохов-выдохов носом – «пыхтим как ёжик»;
- набрав жидкость в рот, стараемся как можно дольше ее не глотать.
Тренировка ротового выдоха:
- делаем несколько коротких вдохов-выдохов ртом с высунутым языком – «дышим как собачка»;
- делаем длительный выдох ртом – «греем ладошки»;
- задуваем огонек свечи, сдуваем ватку или перышки, дуем в воду через трубочку, надуваем мыльные пузыри.
Важно следить за тем, чтобы при выдохе от ребенка не требовалось сильного воздушного давления, как, например, при надувании шаров. У него может не получится и, боясь неудачи, он откажется в дальнейшем делать любые дыхательные упражнения. Или, чтобы добиться результата, ребенок подключит мышцы лица, чем спровоцирует их патологическую активность.
В работе над голосом, снижении, а, возможно, и полном устранении назализации, помогут следующие упражнения:
Поем вместе с ребенком гласные [а, э, о, у, и] и их сочетания на одном выдохе (по 2-7 гласных).
Петь также можно на разной высоте и с разной силой голоса. Обязательное условие: ребенок должен широко открывать рот и удерживать язык у нижних резцов. И еще: обращаем внимание на четкую артикуляцию гласных:
- А – рот открыт максимально широко,
- О – губы вытянуты хоботком,
- Э – напряжение чувствуется в верхней губе,
- У – губы вытянуты трубочкой,
- И – губы растянуты в улыбку.
Тренируем интонированное пропевание гласных звуков:
- [а-а-а] – качаем куклу,
- [о-о-о] – плачет зайка;
- [э-э-э] – ворчит мишка;
- [у-у-у] – летит самолёт;
- [и-и-и] – пищит птенец;
- [а-у] – заблудились в лесу;
- [и-а] – кричит ослик;
- [у-и] – гудит машина и т.п.
Вокальные упражнения очень хорошо тренируют координацию дыхания, фонации, т.е. голоса и артикуляции. В результате мы формируем у ребенка все предпосылки для овладения нормативной речью.
Публикация подготовлена В.Е.Агаевой - логопед, старший преподаватель кафедры логопедии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.