Профилактика нарушений речи у ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба: развитие мышц артикуляционного аппарата
Наличие врожденной расщелины губы и нёба вызывает у ребенка нарушения в протекании ряда физиологических процессов: дыхания, питания, слуха. Страдает и формирование произносительной стороны речи – качество произношения согласных звуков и тембр голоса, который становится назализованным.
Хирургическое лечение расщелины верхней губы, твердого и мягкого нёба создает анатомические условия для овладения правильной речью, но их недостаточно для полноценного включения мышц языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба в артикуляцию. Необходимо расширить функциональные возможности этих мышц, для чего и предлагаются специальные упражнения.
Выполнять упражнения надо независимо от сроков проведения хирургического вмешательства, начиная с периода новорожденности. Упражнения не сложные и не требуют от родителей специальной подготовки. Единственное, что надо учитывать – это возрастные возможности ребенка.
Общие рекомендации
- По возможности сохранить грудное вскармливание, о преимуществах которого общеизвестно. Во время кормления (независимо грудного или искусственного) поддерживать грудной отдел позвоночника ребенка. После приема пищи удерживать ребенка в вертикальном положении не менее 20-30 минут.
- По возможности или потребности, подбирается или изготавливается соска под вид расщелины.
- Во время приема пищи проводить следующие манипуляции:
- для формирования чувствительности в области лица похлопывать ребенка по верхней и нижней губе, поглаживать и пощипывать его щеки и подбородок;
- для активизации мышц губ и кончика языка подтягивать грудь или соску изо рта ребенка.
- Манипулируя соской вызывать сосательный рефлекс, вытягивать ее изо рта ребенка, закладывать за щеки, касаться языка и нёба.
- Для формирования правильного положения языка в период бодрствования и между приемами пищи стараемся чаще выкладывать ребенка на живот и на бок.
- Массаж губ и нёба (дооперационный и послеоперационный).
Упражнения для губ
- Пассивно и активно смыкать губы ребенка, растягивать в улыбку, вытягивать трубочкой, чередовать положение улыбочка-трубочка.
- Учить ребенка удерживать губами соску, а позже и ограничитель от соски при вытягивании изо рта.
- На основе подражания вызывать вибрацию губ.
- Выплевывать с губ крошки, семечки или бусинку, нанизанную на нитку.
Упражнения для языка
- На основе вкусовых ощущений ребенка тренировать лакание, облизывание тарелок, ложек, губ и уголков рта; слизывание капель густой жидкости.
- Выталкивать кончиком языка зубную щетку из-за щек.
- Покусывать язык зубами, похлопывать губами.
- Выплевывать семечки или бусинку с кончика языка.
- Выполнять артикуляционные упражнения «Качели», «Часики», «Уколы в щеки», «Лошадку», «Вкусное варенье», «Болтушку».
Упражнения для мягкого нёба и мышц глотки:
- Одновременно и попеременно надувать щеки.
- Широко открывать рот с высунутым языком.
- Полоскать горло.
- Зевать с закрытым ртом.
Перечисленные упражнения – это программа максимум. Все, что получится освоить с ребенком, уже большая помощь ему и, конечно, логопеду. Если ребенок приступит к занятиям с некоторыми уже сформированными навыками, вы сэкономите время и силы!
Публикация подготовлена В.Е.Агаевой - логопед, старший преподаватель кафедры логопедии института специального образования и психологии Московского городского педагогического университета.