Евгения Меньшикова: «Я всегда хотела быть медиком и помогать детям!»
Как часто нужно посещать ортодонта и зачем это нужно? Можно ли обойтись без наблюдения у этого врача и какими советами чаще всего пренебрегают родители детей с расщелиной губы и нёба? Об этом портал «Путь к улыбке» поговорил с ортодонтом ГАУЗ СО "Многопрофильный клинический медицинский центр "Бонум" Евгенией Витальевной Меньшиковой.
- Евгения Витальевна, расскажите о своем профессиональном пути? Почему решили стать ортодонтом?
- Я выросла в семье медиков: мама – акушер-гинеколог, папа – уролог, дед – профессор-анестезиолог, а тетя - стоматолог. Поэтому уже в начальных классах знала, что хочу пойти в медицину. Родители, конечно, отговаривали, но мое желание росло с каждым годом. Мне очень хотелось помогать людям. Я чувствовала к этому призвание!
Большую лепту в выбор моего образования внес дедушка-профессор. Еще школьницей он водил меня по профессорам Уральского государственного медицинского университета, познакомил со всеми. Мне очень понравились кафедры стоматологической хирургии и стоматологии детского возраста и ортодонтии. И профессора этих кафедр очень тепло меня приняли! Впоследствии одна из них стала руководителем моей кандидатской. Поэтому, не сомневаясь ни на минуту (до этого хотела идти на лечебно-профилактический факультет), я поступила на стоматологический факультет УГМУ. В то время после его окончания еще можно было стать челюстно-лицевым хирургом.
На 4 курсе у нас начались занятия по детской хирургии челюстно-лицевой области, на которых мы изучали тему про расщелины губы и нёба, алгоритмы и тактики ее лечения. Мне это очень сильно понравилось! Я захотела заниматься именно этим направлением: стала вникать в суть, как должна происходить реабилитации таких детей, читать дополнительную литературу. После завершения 5 курса решила, что буду помогать детишкам. Но хирургом я так и не стала, потому что вышла замуж и родила двойняшек. Хирурги мне отказали в ординатуре, сказав, что с двумя детьми будет сложно тянуть такую нагрузку. Поэтому я пошла в ортодонтию. Я знала, что это немаловажная направленность в комбинированном комплексном лечении детишек с расщелиной губы и нёба. Сейчас я ничуть не жалею, что жизнь распорядилась именно так.
- Сколько лет вы помогаете детям с врожденной расщелиной губы и нёба?
- Я закончила университет в 2010 году. С 2011 стала работать детским стоматологом - стажером в ГАУЗ СО "Многопрофильный клинический медицинский центр "Бонум", а параллельно училась в ординатуре. В 2014 году, после окончания ординатуры, я стала ортодонтом.
- Когда родители ребенка с ВРГН должны привести его к вам на прием? И как часто потом они должны посещать вас?
- В Свердловской области составлена маршрутизация для таких детей. Обычно родители приезжают к нам и встают на учет на пятые сутки жизни малыша после выписки из роддома. А еще у нас в центре для всех есть специализированный день – среда. В этот день собирается консилиум, в который входят все врачи-специалисты: ортодонт, челюстно-лицевой хирург, лор, логопед, невролог, психиатр, социальный работник. На нем принимается решение об алгоритме действий (в зависимости от особенностей диагноза) для каждого ребенка и его тактике лечения. Если же ребенок родился тяжелым, и у него никак не нормализуется питание, мы выезжаем в роддом или проводим телеконсультации. Рассказываем родителям, как ухаживать за малышом, как его кормить. Бывает, что даже съемный аппарат для коррекции и подготовки нёба к хирургическому этапу изготавливаем еще до выписки из роддома.
- Всем ли детям нужна ортодонтическая подготовка перед первым хирургическим этапом?
- Нет, не всем. При изолированной расщелине нёба к нам приходят через год после первого приёма. Если же у ребенка полная расщелина губы и нёба или двухсторонняя расщелина губы и нёба, он наблюдается у ортодонта до первого хирургического этапа. После установки аппарата он должен приходить на прием раз в два дня. Сначала мы смотрим, как ребенок адаптируется, как кушает, не натирает ли ему аппарат. Потом он приходит раз в неделю. Если ребенок из другого региона, и родителям сложно возить его к ортодонту каждую неделю, мы обговариваем график посещения раз в две-три недели. Но это обязательные приемы. То есть до 4-6 месяцев (времени первой операции) к нам приезжают достаточно часто. Если же ребенок хорошо прибавляет в весе, динамика по коррекции аппаратов положительная, то наши встречи становятся реже – раз в месяц. Но это только при условии, что все хорошо!
- В чем заключается работа ортодонта с ребенком? Как проходит ортодонтическое лечение?
- Ортодонтическое лечение на первых этапах у нас называется «раннее ортопедическое лечение», то есть подготовка к первому этапу хирургического лечения - хейлоринопластике. Тут наша задача, если это полная расщелина, чтобы два фрагмента челюсти (диастаз) сошлись между собой в правильном направлении, чтобы зубной ряд в будущем сформировался гармонично. Если он не будет сформирован, сильно пострадает красотка улыбки: зубы будут прорезаться не в том месте – на нёбе, под губой, под носом… Главная наша задача – чтобы ребенок в будущем получил красивую эстетическую улыбку с минимальными силами, приложенными к этому. Потому не советую мамам отказываться от раннего ортопедического лечения, если оно рекомендовано хирургом и ортодонтом, ведь в дальнейшем операцию будет провести гораздо сложнее из-за нехватки тканей. Если происходит правильное смещение фрагментов друг к другу, формирование носа и губы идет уже более эстетично. Так как хирург затрачивает меньше ткани, утягивая их друг к другу.
После 3,5 лет наша задача, как ортодонтов, дать возможность гармонично развиваться зубочелюстной системе, так как рубцовые изменения могут сдерживать это (не у всех, но достаточно часто). Как правило, мы это решаем с помощью съемной или несъемной аппаратуры (зависит от ситуации). Эту задачу важно решить в раннем возрасте для того, чтобы создать условия для создания красивой улыбки.
Если расщелина полная односторонняя или двустороняяя, то мы готовим ребенка к третьему этапу – алвеолопластике – закрытие дефекта на альвеолярном отростке. Если дефект не прооперирован, то мы имеем, говоря простым языком несколько фрагментов, они имеют тенденцию к перемещению, что способствует рецидиву, а именно сужение челюсти и неровное положение зубов. Из-за этого в дальнейшем возникнут сложности в протезировании. Поэтому при сквозных расщелинах альвеолярного отростка костная пластика необходима. Но иногда дефект альвеолярного отростка бывает очень маленький и не требует хирургической коррекции.
- Когда ребенку показаны ортодонтические пластинки? Можно ли обойтись без них? Многие мамы жалуются, что они мешают ребенку.
- Тут тоже бывает по-разному, в зависимости от клинических ситуаций. Иногда достаточно даже не аппаратного лечения, а занятий с логопедом, который будет прорабатывать круговую мышцу рта, правильное положение языка. При расщелине часто бывают именно мышечные нарушения. Наша задача - направить и проработать эту сферу развития ребенка, чтобы в дальнейшем челюсть развивалась правильно. Иногда бывает, что смыкание зубов у детей правильное, но из-за расщелины нёба родители боятся давать детям твердую пищу, и у них не происходит физиологическая стираемости временных зубов. А это тоже может привести к формированию неправильного прикуса. Наша задача, как ортодонтов и детских стоматологов, прошлифовывать зубы для устранения вынужденного положения челюсти.
Что касается аппаратов. Они бывают разных видов. Есть аппараты стандартные, чтобы адаптировать ребенка к начальному лечению: вестибулярные пластинки, трейнеры. А есть аппараты индивидуально изготовленные, которые нужно носить постоянно или дозировано. Не всем детям они нужны, все строго по показаниям.
Всем детям с врожденной расщелиной необходимо наблюдение у ортодонта 1 раз в год, чтоб своевременно выявить неправильное формирование зубочелюстной системы или причины, которые приводят к этому.
- С какими основными трудностями с ростом зубов сталкиваются дети с ВРГН? Как это исправить?
- Трудности с зубами у детей с ВРГН бывают часто. У большинства родителей бытует мнение, что временные зубы чистить не нужно. Отсутствие этой безобидной части гигиенического обслуживания полости рта может привести к разрушению эмали зубов и их потере, что в дальнейшем может привести к неправильному прикусу. Мы говорим родителям, что приучать ребенка к щетке нужно уже после прорезывания первого зуба. Также есть специальные напальчники, салфетки для осуществления гигиены. Это нужно для того, чтобы у ребенка в полости рта не развивались такие инфекции, как, например, кандидоз (из-за скопления молока и попадания его в нос). В дальнейшем это может привести к сдвигам сроков хирургических этапов. Если зубы не будут прочищаться, это может способствовать развитию воспаления после хирургического этапа. Не говоря уж о том, как важна гигиена при ношении брекетов и других аппаратов. Но, увы, даже подросшие дети этим часто пренебрегают. Поэтому на каждом приеме в центре мы снова и снова говорим о важности гигиены зубов. Детский стоматолог тоже дает свои рекомендации.
- Если у ребенка на месте расщелины не растет зуб, в каком возрасте можно это исправить с помощью имплантата?
- С помощью имплантата это можно исправить, если у ребенка была своевременно проведена альвеолопластика, в результате чего сформировался хороший костный блок, достаточный для осуществления имплантации. Не у всех детей, к сожалению, это происходит… Для них есть несколько вариантов замещения отсутствующего зуба. Мы перемещаем клык на место бокового резца, потом при помощи пломбирования или коронки делаем его боковым резцом. Либо мы создаем условия для получения расстояния, достаточного для проведения мостовидного протезирования на месте отсутствующего зуба. При своевременной ортопедической коррекции получаются качественные результаты – эстетичные и функциональные.
Мы говорим о протезировании у взрослого человека, старше 18 лет, которому нужно восполнить утрату отсутствующего зуба. А что делать ребенку до 18? Если у него был дефект в области зуба, который из-за расщелины отсутствует, мы делаем либо искусственный зуб на съемной пластинке, либо искусственный зуб, который одевается и фиксируется на ретейнер или дугу при ношении брекет-системы.
- Когда работа ортодонта с ребенком считается завершенной? Что можно считать идеальным вариантом ортодонтического лечения?
- Наша задача, в первую очередь, достичь функциональной и эстетической улыбки – добиться правильного смыкания зубов и устранить обнаруженные дефекты, дать возможность откусывать и пережевывать пищу. Чтоб ребенок обладал счастливой улыбкой.
- И последний, наш традиционный, вопрос: какая ваша профессиональная мечта?
- Чтобы в отделении было своевременно закуплено оборудование, которое может помочь еще большему числу детей. А у тех людей, далеко проживающих от специализированных медицинских центров, была возможность лечить в них детей. Чтобы наше государство оплачивало не только лечение, но и транспортные расходы до места, где они смогут получить профессиональную медицинскую помощь, в которой нуждаются.