История Федотова Романа Николаевича
«Когда рук и ног нет – плохо, но когда голова на плечах – хорошо!»
Меня зовут Роман, мне 42 года и я – челюстно-лицевой хирург. Я родился с расщелиной губы, твердого и мягкого нёба. Думаю, родиться с расщелиной – это своеобразный вызов себе и обществу в целом.
Как-то в школе я пожаловался маме, что меня обижают ребята, на что она ответила: «А ты стань врачом и помогай таким же детям, докажи, что для тебя все возможно!» Это определило и мою дальнейшую судьбу.
«41 год живу на кафедре»
Я родился в Крыму. Первую операцию мне сделали в Симферополе. Но там специализированного центра по лечению таких детишек не было, интернета тогда тоже не было, и мама с папой по «сарафанному радио» узнали об отделении детской челюстно-лицевой хирургии Московского государственного медико-стоматологического университета им. А.И. Евдокимова (МГМСУ), которое занимается детьми с расщелинами. Они привезли меня для продолжения лечения в Москву.
Здесь мне сделали пластику неба в 6 лет. Далее на кафедре сделали все операции, которые входят в план реабилитации пациентов с расщелинами.
Я прекрасно помню своих хирургов. Более того, с некоторыми из них уже много лет работаю вместе, так как вернулся на кафедру МГМСУ после окончания Казанского медицинского университета.
В Московском государственном медико-стоматологическом Университете им. А.И. Евдокимова я сначала поступил в ординатуру, затем в аспирантуру, работал ассистентом кафедры и штатным врачом отделения, далее стал заведующим отделением детской челюстно-лицевой хирургии, 2 года назад - заместителем главного врача КЦ ЧЛ ПХ и С МГМСУ, на базе которого располагается кафедра детской челюстно-лицевой хирургии МГМСУ. Недавно я ушел с должности заместителя главного врача, так как хочу больше времени помогать детям, подросткам и взрослым с расщелинами и другими проблемами в челюстно-лицевой области. Ну, и больше времени посвятить науке и семье.
Своей историей я хочу поддержать всех, кто сейчас переживает из-за того, что у них появился или появится ребенок с расщелиной губы, твердого и мягкого неба.
«Жизнь покажет, кто на коне, а кто – под конем!»
Моя жизнь не была легкой, но благодаря мощной поддержке родителей, учителей и друзей (за что им огромное спасибо!), она превратилась в интересное приключение.
Хотя очень хорошо помню, как смеялись ребята, когда я говорил простую фразу: «Сейчас будет что-то смешное!» Им, действительно, было очень смешно! Ведь пластику неба мне сделали в 6 лет, и разобрать, что я сказал, было сложно.
В 7 лет мы переехали в город Йошкар-Ола. Я пошел в школу номер 11.
В школе сначала были некоторые проблемы в общении со сверстниками. Но я всю жизнь пытался доказать себе и другим, что внешность – не самое главное, и она - ой как обманчива. Родители мне объясняли, что все хорошо, не нужно обращать внимание, ведь жизнь сама определит, «кто на коне, а кто – под конем».
Поэтому я был сторонником дипломатических отношений, старался уходить от конфликтов и драк. Постепенно ребята перестали относиться ко мне настороженно, стали поддерживать и общаться. С некоторыми из них я дружу уже 35 лет! А с некоторыми - и 42 года, с кем я жил и рос в одном общежитии, в котором жили мои родители в Крыму, спасибо им за поддержку тогда и сейчас. Мы постоянно созваниваемся и встречаемся.
Конечно, и поддержка всех моих родственников была безгранична: бабушек, дедушек, дядь, теть, двоюродных и троюродных братьев и сестер, без которых моя жизнь была бы намного сложнее. Со всеми братьями и с сестрами сохранились очень близкие отношения.
Кстати, речь я восстановил полностью. У меня были многочисленные занятия с логопедом, музыкальная школа по классу гитара, хор. Я пел и играл, играл и пел, занимался с логопедом и снова пел. Это дало свои результаты. И сейчас при любой возможности пою, один или с друзьями, не важно, главное - проговаривая все буквы и слова.
Очень много и долго я занимался с ортодонтом, это было в Йошкар-Оле в центральной детской стоматологии. Носил различные пластинки, аппараты. Конечно, было не всегда удобно, иногда хотелось бросить, но самое главное - результат. Кстати, жизнь, действительно, течет по спирали: с 8 до 16 лет я ходил в детскую стоматологию как пациент, а на третьем курсе медуниверситета вернулся туда студентом на практику, и многие доктора меня вспомнили, вспомнили мои слова, что я все равно добьюсь поставленной цели. Ставьте перед собой цель и достигайте ее!
«Хочу стать врачом!»
Помню, как сидел за письменным столом в нашей уютной двухкомнатной квартире на 8 этаже с видом на Русский драматический театр в центре Йошкар-Олы и жаловался маме на какое-то очередное обидное слово в мой адрес. На что она ответила: «А ты стань врачом и помогай таким же детям, докажи, что для тебя все возможно!»
Уже в 7 классе я точно знал, что буду врачом. Папа договорился о моем переводе после 9 класса в школу номер 30 Йошкар-Олы с медико-биологическим уклоном. Я попал в химико-биологический класс. Было сложно, так как ребята уже давно углубленно изучали предметы, а мой уровень подготовки по химии и биологии был значительно ниже. Опять же пришли на помощь замечательные люди! Мой классный руководитель Ирина Геннадьевна занималась со мной биологией после уроков всю первую четверть, также мои знания подтягивали на дополнительных занятиях химики Рафаил Георгиевич и Михаил Сергеевич, и учитель физики Лилия Иванова. Спасибо им большое за это! Без их помощи я бы не поступил в Казанский медицинский университет, и не смог бы там получать одни 5 и 4.
Жизнь состоит из людей
Студенческая жизнь в Казанском Государственном медицинском университете дала мне многое. В группе у нас учились, если мне не изменяет память, 11 человек, 7 из которых закончили обучение с красным дипломом. Поэтому на протяжении всей учебы у нас была не явная, но очень правильная конкуренция. Мы старались учиться хорошо, не хуже товарищей.
Я хочу отметить с теплотой моих всех студенческих друзей и товарищей. Особенно друзей с леч.фака, педфака, медпрофа и других факультетов.
Все мои друзья сейчас занимают хорошие посты в медицине. Мы до сих пор поддерживаем отношения, ездим друг к другу в гости. Страна разбросала нас по разным городам: Москва, Питер, Казань, Йошкар-Ола и другие. Но вы не поверите, мы постоянно созваниваемся и постоянно встречаемся. На Новый год всегда, но стараемся и чаще!
После окончания университета я прошел обучение в интернатуре в Казани и после окончания уехал в ординатуру в Москву на кафедру детской челюстно-лицевой хирургии МГМСУ.
Со своей супругой я познакомился уже будучи в аспирантуре. Я счастлив в браке, люблю свою жену и благодарен ей за двух прекрасных мальчишек.
Познакомились мы необычным способом. До этого пересекались в общих компаниях три раза: сначала на датской встрече, которую устраивали мой друг из Дании Хенрик, потом – на литературной встрече по венгерскому языку, а в третий раз – на дне рождения нашего общего друга-датчанина Томаса. Я уже собирался ехать домой и спросил, нужно ли кого-то подвезти к метро. Вот и подбросил до метро будущую супругу. Так мы и познакомились.
А вдруг история повторится?
Конечно, я очень переживал, когда моя жена была беременна. Не хотелось, чтобы детям передалась расщелина. В первую и вторую беременность мы делали 3D УЗИ, которые показали, что дети здоровы.
Но если бы кто-то из детей родился с расщелиной, я бы спокойно подготовился к долгому лечению и реабилитации. У меня даже не возникло бы мысли о том, что можно избавиться от такого ребенка в утробе. Для тех, кто сейчас думает об этом – красочная зарисовка.
Представьте, что бы почувствовала моя мама, если бы 42 года назад оставила меня в роддоме? Тогда не было УЗИ, и она увидела меня только после родов. А потом бы перенеслась в 2022 год и узнала, каким человеком я вырос. Да она возненавидела бы того, кто посоветовал избавиться от ребенка! Так что слушайте свое сердце и врачей, которые знают, что это не смертельно и все поправимо.
Новые спасительные технологии
Сейчас я делаю в год около 50 операций, связанных с расщелиной.
Я сторонник поэтапного комплексного лечения: сначала делаю операцию на губе (оптимально до 6 месяцев), потом - пластику неба в один либо в два этапа. Тут все зависит от вида расщелины.
Вторую операцию я стараюсь сделать в 2 или 3 года, когда ребенок начинает говорить. В год идет активный рост лица малыша, поэтому могут пойти рубцовые деформации. Также у рано прооперированного ребенка велика вероятность недоразвития верхней челюсти.
Когда ко мне приходят родители таких детей (а к нам едут со всей России), я подробно им рассказываю про современные методики лечения и реабилитации. Показываю пациентов с хорошими результатами. И объясняю, что все поправимо, главное найти место, где помогут вылечить и комплексно реабилитировать ребенка.
Уважаемые родители, помните, дети – это всегда счастье, так что сделайте своего ребенка счастливым и счастливее станете вы сами!
Любите детей, но чрезмерно не оберегайте их, поощряйте их начинания. Дайте им свободу для развития!